- Адамизм
-
АДАМИ́ЗМ (от им. Адама — первого человека, созд. Богом) — лит. направление, трактуемое как синоним акмеизма или особое течение в рамках акмеизма. Традиционно термин А. ассоциируется с фигурой С. М. Городецкого (и с его тягой к этнографич. и фолькл. тематике, к мифотворчеству), а акмеизм — с Н. С. Гумилевым. Однако, по сообщению Городецкого, автором термина "А." был Гумилев, а "акмеизм" — он сам. По малодостоверным высказываниям Белого, термин "А." принадлежит ему (а "акмеизм" — Вяч. Иванову). В 1912—13 термины употреблялись почти как равнозначные, позже термин "А." почти не применялся. Смысл понятия — в первобытной силе, "мужественно-твердом и ясном взгляде на вещи" (ср. тему остроты зрения у позднего О. Э. Мандельштама), естественности и незамутненности восприятия мира (ср. также первобытную тематику в стихах М. А. Зенкевича), но не менее важной была тема Адама, дающего имена всем тварям, подчеркнутая в стихах Городецкого: "И вот Адаму он [мир] поручен, / Изобретателю имен". Герой пов. Городецкого "Адам" (1915) "побеждает" антагонистов — "символиста" и "футуриста". Адам фигурирует также в стих. Гумилева "Сон Адама" (1910) и в "Notre Dame" (1912) Мандельштама. Расширит. употребление — в гимне "Бродячей собаки" М. А. Кузмина: "Цех поэтов — все Адамы, Каждый молод, но не груб".
Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.